Yandex.Metrika

Сравнительный анализ компаний и их акций — способ правильно вложить деньги

Весы

Последнее обновление: 29 ноября 2022.

Любой инвестор хочет добавить в свой портфель качественные акции. Конечно же выбор осуществляется не по логотипу и по названию бренда, а по финансовому положению компании. Поэтому для оценки необходимо читать финансовые отчёты, отслеживать динамику прибыли и так далее. Изучение этой информации называется сравнительный анализ акций.

Понятие сравнительного анализа акций

Анализ сходных по основным критериям акций — это процесс, применяемый для оценки перспективности финансового актива в сравнении с основными показателями другой компании из той же отрасли. Эксперты составили список основных показателей предприятия, на основе которых вычисляются лучшие акции.

Каждый инвестор первым делом узнаёт, как провести анализ компании или сопоставимое сравнение. Этот процесс относительно простой. С помощью информации, которую предоставляют ежегодные отчёты, можно посчитать стоимость компании и дивидендную доходность.

Основные выводы:

  • сравнительный анализ акции — это сопоставление основных финансовых показателей разных компаний из одинаковой отрасли;
  • расчёт оценки финансового актива определяет неоценён он или переоценён;
  • самыми распространенными оценочными критериями, используемыми для анализа, являются цена по отношению к продажам, цена по отношению к прибыли, балансовая стоимость.

Методы сравнительного анализа

Существует несколько способов сравнительного анализа. Каждый из них имеет свои особенности:

  1. Метод рынка капиталов. Он основан на фиксации цены одной акции на одной из надёжных бирж. Кроме этого инвестор осуществляет отбор аналогичных ценных бумаг из идентичной отрасли, изучает финансовую и бухгалтерскую отчётность, график покупки и продажи.
    Метод считается очень трудоёмким и сложным, однако полученный результат является одним из самых точных. Главное в этом способе анализа найти акции, аналогичные к сравниваемому элементу.
    Основные этапы сравнительного анализа это выбор акций аналогичной отрасли, анализ основных экономических данных, подсчёт итоговой цены акций и наконец сравнение финансовых активов между собой.
  2. Метод продаж. Этот способ похож на предыдущий, за исключением некоторых нюансов. В первом варианте фиксируется цена одной акции в момент времени, а при методе продаж вычисляется стоимость контрольного пакета акций. Данный метод используется для сравнения контрольных или полных пакетов акций разных компаний.
  3. Метод отраслевых коэффициентов. Это медленный способ основан на обобщении статистических данных исследований финансовых показателей за определенный период времени, как правило это несколько лет. Таким способом можно подсчитать, за сколько времени окупается та или иная компания.
    Данный метод существует в основном в развитых странах. В России из-за недостатка статистических данных, не получил особого развития.

Преимущества и недостатки сравнительного анализа акций

В современном обществе граждане постоянно сталкиваются с сравнениями того или иного вида товаров и услуг. Как правило, люди не слишком много напрягаются над своим выбором, и главным аспектом становится лишь внешняя сторона объекта и его цена.

На фондовом рынке методика сравнения активов проводится тщательно, однако не лишена своих недостатков.

Минусы анализа:

  • при сравнении активов могут быть проигнорированы важные показатели, а незначительные переоценены;
  • не все критерии компании можно рассчитать и проанализировать;
  • манипуляция данными и их недостоверность;
  • не учитывает влияние неожиданных событий на фондовый рынок.

Плюсы анализа:

  • достаточно прост в использовании и доступен для широких масс;
  • сравнивать можно достаточно быстро, при наличии соответствующих данных;
  • оценка учитывает положение актива в настоящий момент;
  • финансовые данные о компании как правило находятся в открытом доступе.

Ключевые мультипликаторы — что это такое? Их виды

Чаще всего новичкам инвесторам рекомендуют изучать аналитические материалы и принимать решение, основываясь на экспертном мнении. Однако, человек используя подобный подход не научится самостоятельно анализировать фондовый рынок и принимать решения самостоятельно.

Мультипликаторы применяются, когда надо сравнить несколько активов и выбрать самый подходящий для инвестирования.

Основные виды мультипликаторов:

  1. P/E (price to earning). Формула для вычисления: Цена акции / Прибыль акции. Также называется морской котик. Широко известный показатель и очень часто его применяют, чтобы выяснить перспективность вложения в акции.
    Это соотношение стоимости компании (капитализация) к его чистой прибыли. Показатель даёт информацию за какое количество времени инвестиция полностью окупится.
  2. P/S (price to sales). Формула: Капитализация / Выручка компании. Благодаря мультипликатору можно понять, сколько человек заплатит за одну единицу выручки той / иной фирмы. Если P/S меньше 1 — актив недооценён. Если показатель меньше или равен 2 — компания оценена справедливо.
  3. P/B (price to book value). Формула: Цена / Балансовая стоимость. Капитализация компании — это стоимость одной акции умноженная на их количество, которое делится на B-капитал фирмы или балансовая стоимость, то есть цена всех активов отраженных в бухгалтерском балансе.
    В итоге получается показатель стоимости бизнеса. Сравнивая цену компании на рынке с балансовой ценой можно узнать, сколько в сухом остатке получится в случае банкротства.
  4. EV/EBITDA (enterprise value). Формула: Стоимость компании / Прибыль до вычета налогов. Первый показатель означает рыночную капитализацию плюс рыночную цену компании, за вычетом денежных средств свободного кэша и ликвидных активов.
    Второй — аналитический фактор, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов и пр.
    В совокупности два индикатора означают соотношение стоимости компании делённую на прибыль до вычета налогов. Коэффициент относится к группе доходных мультипликаторов, и указывает за сколько времени компания окупит актив средствами, неизрасходованными на уплату процентов и налогов.
  5. EPS (earning per share). Формула: Чистая прибыль за период / Количество обыкновенных акций. Прибыль на акцию. Это финансовый коэффициент отражающий чистую доходность организации на количество ценных бумаг.
    Для более точного результата используется средневзвешенное количество акций. В целом это может значительно повлиять на уровень оценки актива. Мультипликатор показывает сколько дохода приносит одна акция, при этом значение может быть отрицательным.

Все данные для оперирования с мультипликаторами можно взять на официальных сайтах компаний.

Сравнительный анализ на практике

Для сравнения взяты акции двух самых больших производителей безалкогольных напитков: Кока-кола (KO) и Пепси (PEP). Первый актив — это стабильный большой бренд, который представлен на всех континентах. Пепси тоже является мировой маркой, но на просторах СНГ она не столь популярна. Кроме напитков, Пепси также имеет большую линейку продуктов питания. Есть основные бренды, которая компания больше всего продвигает, а есть относительно новые и малоизвестные.

Обе компании — большие и устойчивые, способные выдержать любой кризис, однако их темпы роста невелики.

Анализ компании Кока-кола:

  1. Рыночная стоимость Кока-колы составляет примерно 239 млрд. долл. Цена за акцию составляет примерно 35$, а прибыль на одну акцию — 1.87$. Показатель P/E будет равен 18.72 (35 / 1.87). Если этот критерий меньше 20, то это считается хорошим значением, т. е. акции не завышены в цене.
  2. Однако, здесь все не настолько идеально, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, показатель в 20 и больше применяется к быстрорастущим компаниям, что к первой и второй компании не относится.
  3. Если посмотреть на доходности Кока-колы за последние три года, то её изменения незначительны. Компания растёт медленно.
  4. Если посмотреть на ситуацию с прибылью, что учитывается при исчислении показателя P/E, то можно увидеть, что 2020 год был довольно хорош. Другие годы не обладают столь существенной прибыльностью. Учитывая динамику прибыли, коэффициенту P/E, не стоит слишком доверять.
  5. Дивиденды Кока-колы. Компания платит, но не на высоком уровне, то есть по отношению к цене акции — 3.09 %. Можно сказать, что это не дивидендная компания. Но, несмотря на это, организация платит стабильно.

Анализ компании Пепси:

  1. Капитализация компании составляет 215 млрд. долл.
  2. Стоимость акции 147 долл., прибыль на акцию равна 5.18 долл. Текущий показатель P/E составляет 28.3 (147 / 5.18), что сигнализирует завышенную стоимость компании.
  3. Пепси постепенно растёт, однако медленными темпами. Прибыль является стабильной, но она сократилась в сравнении с показателями 2018 года.
  4. Дивиденды Пепси равняются 2.78 % от текущей цены акции. Но соотношение дивидендов к общей прибыли весьма высоки, а значит, вероятна ситуация, что дивидендный итог может снизиться, если прибыль уменьшится.

Если в целом анализировать компании на 2021 год, то видны уверенные показатели роста цен акций в будущем.

Ни один из этих активов не считается компанией роста. Рассчитывать на выгодную перепродажу акций не приходится. Однако, если нужна стабильность, любой из этих активов будет отличным выбором. Кроме того, большой плюс этих компаний в том, что они оперируют в бессмертной отрасли, актуальность которой очень медленно меняется. Это значит, что подобную акцию можно держать десятилетиями и экономить на налогах, ибо не надо туда-сюда покупать и продавать акцию.

Как найти недооцененную компанию с помощью мультипликаторов?

Недооцененными называют ценные бумаги, суммарная стоимость которых меньше балансовой цены. Суть состоит в том, чтобы купить недооцененные акции с перспективой роста в будущем.

Причины того, что акции таких эмитентов стоят меньше, чем бумаги их конкурентов могут быть различными:

  1. Организация испытывает финансовые трудности. Задача инвестора определить, что это временное явление, а не шаг к банкротству.
  2. Котировки упали вследствие негативных новостей.
  3. Рынок неверно оценивает информацию.
  4. Компания только начала деятельность, и еще не так известна на рынке.

Недооценённость акции определяется с помощью мультипликатора P/E. Как уже было сказано выше, коэффициент показывает срок окупаемости инвестиций в ту или иную бумагу.

Рассчитывается по формуле: капитализация делённая на чистую прибыль компании. Чем лучше показатель, тем выше перспективность компании. Однако, стоит учитывать, что надо брать период за несколько лет.

Может ли быть выгодной покупка дорогих акций?

Какие же акции лучше всего покупать? Дешёвые или дорогие?

Новичку, который приходит на фондовый рынок с небольшим капиталом, комфортней покупать дешёвые бумаги. Это психологически проще.

Обладая небольшим капиталом трудно диверсифицировать свой портфель, покупая дорогие акции. Встаёт выбор: купить одну дорогую бумагу или несколько маленьких.

Однако, ценность акции не зависит от её цены. Расчёт выгодности вложений ведётся по иным критериям. Поэтому нет никакой разницы, покупать дорогие или дешёвые акции. Все зависит от капитала и перспективности ценной бумаги.

Сравнительный анализ акций используется, когда есть фирмы-аналоги, чьи ценные бумаги торгуются на фондовом рынке и по которым есть доступ к финансовой отчётности. Поэтому воспользоваться таким способом выбора акций для своего портфеля не всегда будет возможно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: