Последнее обновление: 27 ноября 2022.
Будь то демонстрация астрономически дорогого игрового компьютерного оборудования или погружение в мусорный контейнер для самой дешевых сборки ПК, видео на канале Лайнуса Себастиана всегда дополняют друг друга. Они сделали его одной из самых популярных технических личностей на YouTube.
Но принадлежащий гуглу ютуб получает большинство эпизодов Linus Tech Tips с недельной задержкой. Сейчас Лайнус дебютировал на своём собственном сайте под названием Floatplane, который привлекает гораздо меньшую аудиторию. «Google очень, очень хорошо помог нам раскрутится», — говорит Лайнус. «Но держать слишком много яиц в одной корзине просто глупо.» С персоналом в две дюжины человек, он не может полагаться на гугл, чтобы продолжать быть тем, что он называет своим «доброжелательным властелином».
Он не единственная звезда ютуба, которая ищет альтернативы. Долгое время существовала некая напряженность между теми, кто создает контент и компанией ютуб, предоставляющей платформу, начиная от споров о доходах от рекламы и заканчивая проблемами с авторским правом. Особенно последовательность вывода видео при поиске часто являлась спорным вопросом. Поэтому, многие успешные ютуберы, достигшие размеров небольших компаний, с недавних пор стремятся защитить свое будущее. Давайте разберём как именно?!
Прямая связь с фанами
Последние несколько лет Лайнус и его коллега Люк Лафренье инвестировали время в свою собственную платформу. Видеоблогеры подчеркивает, что она не является — и никогда не будет — конкурентом ютуба. Однако они надеются предоставить платформу для существующих создателей видео контента с лояльной аудиторией, которая, возможно, будет готова платить несколько долларов в месяц за примую поддержку своих любимых видеоблогеров.

«Это будут только твои по-настоящему хардкорные фанаты», рассказывает Люк. «Нет никакого алгоритма, который что-то фильтрует или искажает. Им будет подано всё, что ты создаёшь». Пока что платформа в основном ориентирована на технологические темы и открыта не для всех. Они говорят, что платформа пока растет медленно и они реинвестируют всю прибыль обратно в развитие сайта для ускорения роста.
Создание заинтересованного, сплоченного сообщества вокруг одной темы имеет свои преимущества, говорит Люк. «Большое количество токсичности, которая существует на общественных платформах, таких как твиттер и ютуб, у нас просто не существует».
Своя команда
Взращивание комьюнити это одна из причин, почему студия визуальных эффектов Corridor Digital, расположенная в Лос-Анджелесе, создала свой собственный сайт, ориентированный на узкую аудиторию. Ее основатели Сэм Горски и Нико Пьюрингер — кинематографисты, но сначала они начали публиковаться именно на ютуб. Они начали десять лет назад, когда гастролировали по «схеме» Лос-Анджелеса и снимали кинопроекты.
Сегодня их команда значительно выросла, а студия пользуется огромной популярностью на ютубе благодаря своим видео, которые разбирают интересные голливудские визуальные эффекты и трюки, а также показывают зрителям, как они снимают свои собственные короткометражные фильмы. Кроме того, компания выпускает свои собственные клипы о цифровых эффектах, в том числе и о том, что может случиться, если человекоподобные роботы Boston Dynamics внезапно дадут отпор своим мучителям.
«Ютуб был нашим путем. И это был отличный путь», — говорит Кристиан Фергерстром, один из продюсеров студии. Но он дополняет, что успех в конечном итоге заставил компанию задаться вопросом: «Что мешает нам делать это самим?».
На сайте Corridor Digital фаны могут зарабатывать «продюсерские баллы» с ежемесячной подпиской на 4 доллара, которые они могут использовать для финансирование тех видео, которые лично они хотели бы видеть в ближайшем будущем. Аудитория может сама решать, стоит ли поддерживать учебный курс по созданию видео или лучше отдать предпочтение видео напичканного визуальными эффектами.
«Мы изначально предлагаем к выбору только те проекты, которые нам действительно интересны и мы горим желанием их осуществить», — говорит Кристиан. Продюсерские баллы, которые вы получаете на сайте, являются для нас экономическим гарантом работы и предоставляют бюджет для снятия нового материала».
Однако с точки зрения дохода, сайт «определенно не на том уровне, который мы имели на ютубе», добавляет он. Отчасти это связано с тем, насколько прибыльным является оплата рекламы крупных брендов, предпочитающих спонсировать большую аудиторию ютуба и охватывать больше просмотров. Платформа Corridor Digital рассчитана на гораздо меньшую аудиторию лояльных поклонников, работающих параллельно с каналом ютуб. Компания рассматривает ее как своего рода страховой полис. «В глубине души мы всегда говорили… что однажды ютуб может исчезнуть. Плюс, он не под нашим контролем» — объясняет Кристиан.
Ютуб мафия
Одна из самых успешных конкурирующих платформ ютуба, Nebula, была построена на простой предпосылке: предоставление создателям независимости от алгоритмов и рекламы.
«Открытие бизнеса на ютуб похоже на открытие совершенно нового магазина в торговом центре», — объясняет основатель компании Дэйв Вискус. «За исключением того, что однажды ты можешь зайти, чтобы пройти к своему магазину, а торговый центр только что переместил его расположение с одного места на другое, где нет ни посетителей, ни покупателей. И вы никогда не узнаете почему так вышло».
Nebula даёт доступ ко всему контенту за 5 долларов в месяц. Компании говорят, что у нее 200 тысяч платных абонентов. Алгоритмов рекомендаций по содержанию нет, а видео создатели не наказываются, если не опубликуют «правильный вид» контента или не вставят рекламу. Один из создателей платформы, Джордан Харрод, называет себя «студенткой с подработкой на ютубе и аспиранткой» на Гарвардском факультете медицинских наук и технологий Массачусетского технологического института.
Она снимает видео об искусственном интеллекте, его этике поведения и медицинских технологиях. Это не совсем «правильный» контент для ютуба. «Есть определенные темы, с которыми я столкнулась и которые, как мне кажется, было бы сложно осветить на ютубе», — объясняет она. В качестве примера она предлагает видео, исследующее, как алгоритмы смягчают токсические высказывания в интернете. По иронии судьбы, алгоритмы ютуба теоретически сами в состоянии помечать контент как токсический, продолжает она. После наложенного фильтра, видео уже вряд ли когда либо сможет наверстать упущенные просмотры.

Нечто похожее недавно случилось с видео-мейкером Линдси Эллисом, которая сняла видео о трансофобии в популярной культуре. Оно было ошибочно помечено «нехорошим» автоматическими системами ютуба. Джордан оценивает размер своего дохода от Nebula «примерно таким же», как доход от видеорекламы Google AdSense. Кроме того Nebula может при надобности помочь с производством видео своей внутренней студийной командой. Но Джордан признает, что рекламы больших компаний на ютубе приносит гораздо больше денег.